Беседа с церемониймейстером похоронного дома.

Ольга Астапова живет в Новосибирске и уже седьмой год организует ритуальные части похорон совершенно разных людей. Церемониймейстер — очень редкая, дефицитная профессия, о ней мало говорят. Восполним пробел — сегодня Ольга рассказала Зарплате.ру свою историю. Почитайте, как люди приходят в профессию, проникаются ей и внезапно открывают новые смыслы жизни.

Как я пришла к этой работе.

Мой путь начался с музыкальной школы, где я обучалась игре на фортепиано и пела в хоре. Потом было музыкальное училище, специализация — хоровое дирижирование и преподавание музыки. После училища работала в сфере образования, где полностью погрузилась в творчество — организовывала мероприятия для детей, писала программы и сценарии, ставила театральные постановки. Параллельно училась в университете, получила диплом психолога и прошла курсы по социальной реабилитации в работе с различными категориями населения.

«Стала искать интересные вакансии в интернете и наткнулась на объявление от Похоронного Дома ИМИ — им требовался церемониймейстер, то есть организатор ритуала прощания. По телефону сказали, что уже нашли человека». Я продолжала поиски, нашла еще одно объявление, от крематория Закаменский. Оказалось, это одна и та же организация — женщина по телефону узнала меня по голосу и предложила выслать резюме руководителю. На следующий день меня пригласили на собеседование.

«Раньше у меня и мыслей не возникало пойти работать в похоронную сферу. Были довольно травматичные воспоминания из детства о похоронах дедушки. Мрачная комната с зашторенными окнами, занавешенные зеркала, свечи — и посередине комнаты на табуретках стоял гроб с телом. Внизу под ним тазы с марганцовкой. И много людей, кто-то сидит у гроба, кто-то ходит и выходит, суета, тяжелая тишина и только шепот. А потом на улице зловеще играл оркестр…».

Но с годами восприятие мира меняется. Я стала искать информацию о похоронах — про ритуалы, обряды, этикет — это оказалось очень интересно, меня захватила тема. К собеседованию готовилась тщательно, изучила все, что можно найти в открытом доступе. На финальном этапе со мной беседовал директор, он одобрил мою кандидатуру и разрешил приступать к работе. В конце разговора посоветовал мне посмотреть фильм «Ушедшие». Там главный герой — музыкант, очень добрый и хороший человек. Когда распался оркестр, тот остался без работы и по объявлению попал в ритуальную контору. Освоил секреты подготовки тела к прощанию, преодолел презрение окружения и вывел свою работу на высокий уровень мастерства.

«После фильма я поняла, что это действительно мое, что я хочу работать церемониймейстером. Бережно относиться к смерти, достойно организовать ритуал прощания — это искусство, а профессия заслуживает уважения». Я оформилась в отделе кадров и уже на следующий день вышла на обучение к опытному наставнику.

Какие навыки нужны церемониймейстеру.

Обучение давалось легко — за два дня уже поняла, как строится церемония, что входит в мои обязанности. Очень помогло музыкальное образование, умение слушать и слышать, познания в психологии в общении с людьми, пригодились организаторские навыки.

Обязанности церемониймейстера:

Перед церемонией терпеливо и деликатно обсуждать с заказчиком все вопросы и пожелания.

Оформлять залы, настраивать освещение, аппаратуру, музыкальное сопровождение, учитывать ситуативные нюансы, например, заготавливать свечи для отпевания.

Хорошо владеть протоколами церемоний — гражданских, деловых, государственных. Например, согласно военному Уставу, нужно готовить не только зал, но и караул, оркестр, салютную группу. 

Дома я до ночи сидела в интернете и искала тексты — такие, чтобы откликались в душе и доходили до каждого человека в зале. Мне не нравится фокусироваться на словах «горе», «скорбь» — у людей и без того тяжелое состояние после утраты, им нужно помочь настроиться на светлые воспоминания.

«Все слова знаю наизусть, потому что мне нужен постоянный зрительный контакт с людьми, сопричастие, соучастие. Произносить речь, уткнувшись в папку или постоянно подглядывая в текст, разрушительно для атмосферы. Здесь не имеешь права фальшивить и кривить душой»
Церемониймейстеру нужно быть стрессоустойчивым, спокойным, внимательным и понимающим — ведь люди приезжают порой в стрессовом состоянии, и первая встреча очень важна. Нужно обсудить все пожелания, урегулировать возможные недопонимания, исключить конфликтные ситуации.

Аббревиатура «ИМИ» в названии похоронного дома расшифровывается как Искренность, Милосердие, Искусство. Люди могут быть разного достатка, социального статуса, культурного уровня — церемониймейстер должен найти подход ко всем. Перед смертью все равны. Кем бы ни были эти люди, сейчас у них беда в семье, они пришли сюда за помощью в организации важнейшего ритуала. Кому-то необходимо выговориться, дать волю слезам — я выслушаю, утешу и поддержу, как смогу, а кто-то начинает делиться сокровенным и очень личным — это бесценное доверие.

Важный момент — ритуал прощания может проходить не только в зале. Есть и выездные похороны, важные и ответственные массовые мероприятия, которые проходят в Домах культуры с гражданскими панихидами и с выездом на кладбище, или, например, в Доме офицеров. Церемониймейстер должен быть ответственным, готовым грамотно организовать прощание в любых условиях.

«Нередко бывает, что на прощание люди приезжают с детьми. Это нужно учитывать, чтобы не травмировать детскую психику — следить за тембром голоса, интонацией, мимикой. Как-то после церемонии прощания мы вышли на площадь возлагать цветы на камень памяти. Ко мне подошла маленькая девочка и спросила: “А почему вы не плакали?” Я ей ответила: “Потому что должна быть сильной, поддерживать вас’’. Она взяла меня за руку, сказала: “Вы красивая и добрая”. В такие моменты трудно не прослезиться».

Как выбирают кандидатов

Два года назад у нас открылся учебный центр «Белый путь», там можно пройти курсы по разным программам и профессиям, в том числе церемониймейстера. Когда я начинала, ничего подобного не было, все приходилось находить и изучать самой. Профессия редкая, дефицитная, а грамотных специалистов ценят высоко. Мы обмениваемся опытом и наработками с коллегами из разных регионов, постоянно повышаем квалификацию.

«Быть церемониймейстером — это не просто выйти в зал, красиво постоять перед людьми, что-то сказать и уйти. Я всем кандидатам предлагаю посмотреть процесс от начала до конца». На церемонии все рассчитано по минутам. Пока идет одно действо, в голове организатора уже на три шага вперед сложились дальнейшие события. Любому кандидату перед такой работой нужно набраться опыта и самореализоваться в какой-то сфере, прийти к определенной философии смысла жизни и внутренней зрелости.

Еще одно обязательное условие — уметь работать в команде. Где бы ни проходило прощание, церемониймейстеру нужно взаимодействовать со многими коллегами. В крематории — с операторами, на кладбище — с бригадой катафалка. У нас крупная организация, сотрудников много, но почти все друг друга знаем и всегда поддерживаем. Важно понимать, что работаем над одной общей задачей, и от каждого зависит, какое впечатление об организации и какие воспоминания останутся у людей.

Я очень люблю свое дело и не вижу в нем негатива. 

Меняются только декорации, а суть всегда одна. Есть главный герой — покойный, его родные, которые пока не понимают, как жить дальше.

«В крематории я проводила церемонию прощания с молодым парнем, который выбрал обреченный путь с неизбежным финалом — путь наркотиков. Первой в зал я завела его пожилую маму, она села поближе к сыну и горько плакала. Сквозь слезы она рассказывала мне о нем только хорошее, каким он был в детстве добрым и ласковым. Во время церемонии мама слушала мои слова с улыбкой и, уже прощаясь, очень нежно поцеловала сына, отпустила его… когда выходили из зала, она была спокойна, не плакала. Обняла меня и сказала: “Оленька, спасибо тебе большое, ты как добрая фея. Жаль, что оживлять не умеешь”. Ничем не измерить эту искреннюю благодарность, когда люди выходят из зала с чувством душевного облегчения».

Моя профессия удивительная и настоящая. Некоторые спрашивают — как ты здесь работаешь, тут же столько негатива?! Я отвечаю, что здесь только добро. Каждая церемония дает новые темы для размышлений о том, что жизнь — подарок, что близких надо беречь. После работы я всегда еду домой к семье с чувством выполненного долга. Там меня ждут самые любимые люди, и это бесценно.

Нельзя изменить две вещи — дату рождения и дату смерти. Все остальное в ваших руках.

Источник

Позвонить