Ни бани, ни ларька, ни погоста не оставляет своим отеческим вниманием начальник управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталий Витухин.

Оно, конечно, приятней бы порулить и поуправлять более значительными объектами и процессами. Но, за неимением оных, приходится рулить чем есть. Муниципальные бани — отдавать частным концессионерам. Частные киоски с муниципальной земли — наоборот, сносить. А теперь заботливые руки управления потребрынка дотянулись и до погостов.
 
Ну, то есть руки-то в кладбищенскую сторону тянулись уже давно. Помнится, еще в августе 2017-го Виталий Витухин анонсировал создание за бюджетные деньги мобильного приложения «Ритуал». Модной такой штуковины для гаджетов. Скачаешь приложение, забьешь туда ФИО гражданина с годом рождения или, наоборот, датой смерти — и приложение выдаст тебе маршрут к местонахождению покойного. Стильно, ново, да и цифровизация нынче в тренде. Запуск «Ритуала» был обещан начальником управления потребрынка новосибирцам к концу прошлого года. Но что-то, видимо, не срослось. Не вышло в свет приложение, не двинули с ним в квесты «Знай и люби родные погосты» и «Любовь к отеческим гробам» по подведомственным Витухину кладбищам новосибирцы.

А все семь кладбищ Новосибирска — это ж не просто так, а муниципальное казенное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги». Подчиненное управлению, возглавляемому Виталием Витухиным. Так кому же, как не управлению мэрии, в интересах подведомственного учреждения указать новосибирцам единственно верный путь к погосту?
 


Варианты, куда обращаться, поначалу были 


И вот 8 февраля на официальном сайте мэрии управление этим и занялось, от души пуганув граждан экспрессивным заголовком: «Уважаемые новосибирцы! Будьте осторожны, остерегайтесь мошенников!»


Далее в десяти строках управление Витухина попугало читателей черными агентами ритуальных услуг, которые обирают родственников покойных новосибирцев на пару десятков тысяч больше, чем белые ритуальные агентства. И, не теряя темпа, чиновники перешли к главному — рекламе МКУ «Ритуальные услуги». Заявив, что вот именно по такому-то телефону именно этого учреждения следует обращаться, «если у вас случилось горе».


 
Вскоре обращаться разрешили только в  «Ритуальные услуги»

Справедливости ради стоит отметить, что в тексте упоминалась возможность обращения в «любое ритуальное агентство». Вот только ни названий, ни телефонов ни одного из них управление потребрынка не назвало.


Скажете: ну а что ж такого, раз «Ритуальные услуги» — муниципальное учреждение, так кому же, как не ему, мэрия должна клиентуру подгонять? Ну не частным же агентствам.
Так вот в том-то и штука, что это муниципальное учреждение никакой не конкурент ритуальным агентствам и агентам. Хоть белым, хоть черным, хоть серо-буро-малиновым в крапинку. Потому как весь прейскурант услуг МКУ, все его 30 позиций, — это работы сугубо «на земле» кладбищ. Копка могил, уход за ними, уборка, демонтаж. Так что никакого отношения к собственно ритуальным услугам, за рынок которых конкурируют агентства и агенты, МКУ «Ритуальные услуги» не имеет. И звонить туда для того, чтобы МКУ оказало комплекс ритуальных услуг и получило за это деньги, бессмысленно. Они подавляющей части этих денег просто взять не могут.


Получается, никакой пользы муниципальному учреждению и его бюджету от рекламы, устроенной на сайте мэрии управлением потребрынка, нет? Так и получается. Но это не значит, что пользы нет для кого-то другого, кроме бюджета. Ведь если позвонить по телефону в МКУ, которое ритуальные услуги не оказывает, но зато знает, кто их оказывает, то вот тому, о ком знают и скажут, будет вполне себе ощутимая польза. Конечно, можно представить, что из МКУ по телефону безутешному родственнику участливо диктуют список агентств ритуальных услуг, а родственник их терпеливо записывает, чтобы затем сравнить и принять осознанное решение. Но не представляется.


 
И кстати, о списке. На сайте МКУ «Ритуальные услуги» к сведению граждан подробно перечисляется, какие действия для похорон необходимо произвести. И поясняется: «Действия Вы можете выполнить самостоятельно либо с привлечением ритуальной организации, которую Вы можете выбрать по своему усмотрению из Перечня ритуальных организаций, размещенных на официальном сайте…» И все бы так, но вот только в разделе «Ритуальные организации» перечня этого нет. Совсем нет. Ни одного названия. Такая вот возможность выбора.
Выходит, не зря в рекламном тексте на сайте мэрии, размещенном управлением Виталия Витухина, не указаны ни перечень белых ритуальных организаций, ни ссылка на такой перечень, а один лишь номер телефона МКУ «Ритуальные услуги». Ведь в случае помощи «самостоятельному выбору» безутешного родственника телефон куда как полезней перечня…

16 февраля 2018 

Элеонора Соломенникова 

Источник